У каждой конструкции автоматических ворот свои достоинства и недостатки, каждая конструкция служит определённой цели, поэтому надо выбрать, какие ворота ставить.
Самые распространённые ворота распашные.
В большинстве случаев распашные ворота уже стоят, они хорошего качества,
дизайн хозяину тоже нравится, выкидывать жалко, на момент установки ворот просто не думал об автоматизации. Или просто
нет места для откатных ворот, что случается очень часто. Поставим на них распашные механизмы. Практически все модели распашных
механизмов можно установить на ворота, открывающиеся как внутрь двора, так и наружу.
Достоинства распашных ворот очевидны: простота изготовления и практически любой дизайн.
Какие недостатки у распашных ворот?
1. Линейные механизмы могут открывать ворота только на угол 90 - 120 градусов, причём за 120 градусов ещё надо побороться
(рычажные и подземные конструкции я не рассматриваю).
То есть ворота образуют коридор. Если ворота открываются вовнутрь, то заехавшую машину нельзя ставить вплотную к воротам,
створки должны закрыться. Если ворота открываются наружу, то створки могут перекрывать тротуар или в ворота невозможно
заехать поворотом из узкого переулка.
2. У распашных ворот нет надёжного электрического замка, хотя почти все модели предусматривают управление электрозамком.
3. Снег перед воротами придётся чистить.
Что следует предусмотреть для последующей установки распашных механизмов?
1. Стойки ворот должны быть металлическими, толстостенная труба 100 или швеллер 10. Хотя во всех инструкциях по установке нарисованы
кирпичные столбы, в кирпиче, а тем более в шлакоблоке никакими болтами с пробками механизмы не удержатся, приходится обвязывать кирпичные
столбы металлическим бандажом, ухудшающим эстетику.
2. Створки должны быть сварены жёстко, чтобы под усилием механизмов не изгибаться пропеллером. Рамку надо варить не из уголка,
а из квадратной трубы со стенкой 2-2,5 мм.
3. Перед укладкой брусчатки от столба до столба надо проложить трубу с проводами для привода, оптического датчика,
для 220В питания.
4. Брусчатка в зоне открытия ворот не должна подниматься.
5. Какими бы лёгкими ворота ни были, нельзя ставить самые слабые механизмы, нагрузка от ветра значительно важнее веса ворот,
а при неправильной установке механизмы будут не открывать ворота, а выламывать.
Откатные ворота.
В последнее время при строительстве новых домов сразу предусматривают установку откатных ворот.
Какие достоинства и недостатки у ворот, которые отъезжают вбок?
Преимущества откатных ворот:
1. Надёжность. Для откатных ворот не имеет значения ветровая нагрузка. Закрытые откатные ворота более вандалоустойчивы.
2. Удобство. Открытые откатные ворота не занимают места на проезжей части.
3. Установка электропривода на откатные ворота более проста,а сами механизмы более надёжны и дёшевы.
4. Откатным воротам с приводом не нужен дополнительный замок.
Недостатки откатных ворот:
1. Откатные ворота сложнее в изготовлении и более требовательны к точности установки.
2. Из-за сложности конструкции они дороже, но это компенсируется более дешёвым приводом.
3. Откатные ворота требуют места вдоль ворот в сторону отката в 1,5 раза больше размера проезжей части.
На самом деле только третий пункт может заставить отказаться от откатных ворот. Если нет места, куда отодвигаться
воротам, то ничего не поделаешь. Стоимость ворот с механизмами сравнима с распашными, а сложность изготовления - забота
установщика.
Конструкции откатных ворот различаются.
Прежде наиболее распространёнными были ворота, катающиеся по уголку, трубе или даже по рельсу. Рельс укладывали
заподлицо с бетоном или асфальтом, пазы постепенно забивались грязью, пазы постоянно надо чистить,
грязь замерзала и очень скоро роликам приходилось елозить по грунту или льду.
Трубу неудобно варить, со временем труба могла расплющиться и ролики перестают катиться, начинают закусывать. Лучше всего
использовать уголок. Но следует помнить, уголок не должен быть заподлицо с грунтом, роликов должно быть только два, если ворота тяжёлые,
то надо просто увеличивать размер, и угол раскрытия ролика должен быть больше 90 градусов (100-105), чтобы ролики не прессовали грязь
и не закусывали при перекосе, т.к. идеально прямых ворот и уголков не бывает.
Большое распространение в нашем городе получили ворота, где консолью является само полотно ворот. Рамка ворот сварена
из трубы 40*40 (40*60) мм и катается внутри 4-х неподвижных роликов. Недостатки таких ворот: труба 40*40 со стенкой 2мм истирается
за 2 года, щёчки китайских роликов отваливаются, подшипнички в этих роликах гниют мгновенно. Несколько раз встречал конструкции,
в которых поверх трубы 40*40 приварена круглая труба D21. Это решение прочнее, но круглая труба даёт большой боковой люфт.
Я тоже использую такую консольную схему, но поверх трубы 40*40 варю литой квадратик 16*16мм, который катается
в пазах стальных роликов диаметром 100мм, внутри которых запрессован закрытый подшипник 180605 на валу 25мм. Эта конструкция тоже
не без недостатков, но она не гниёт, не сотрётся и позволяет менять подшипник без использования "болгарки" и сварочного аппарата.
Объясню применение такого большого подшипника. Говорят, что ворота - это не колесо автомобиля, там нет таких оборотов, а два
202-х подшипника запросто выдержат вес ворот. Это верно, но на воротах подшипники выходят из строя не от оборотов или нагрузки,
под дождём и снегом у них от влаги перегнивают сепараторы. Чем меньше подшипник, тем тоньше у него сепаратор.
Я видел ворота, где деятели приваривали вал с надетыми подшипниками, сжигая те остатки масла, которые в подшипниках ещё были.
Сколько такие ролики будут крутиться? До осени...